1 мая русский мир празднует Живин день

1 мая весь Русский мир отмечает праздник Жизни – Живин день. Он назван так в честь богини Живы, прабабки западной русского народа.

На Руси изначально, начиная уже с самого момента появления предков русского народа, то есть с 50-го тыс. до н.э., народ был лишён религиозных предрассудков. Археологические материалы, которыми изобилует Древнейшая и Древняя Русь, начисто лишены следов каких-либо религиозных культов. Все религии были превнесены на нашу территорию только после завоевания её христианами, а потом и исламитами – татаро-монголами.

Всё множество богов на Руси – это предки русского народа. Жива – это прабабушка тех русских родов, которые сейчас зовутся западными славянами. А от её сестры Мары пошли восточные роды русского народа. Центром является Москва, которая названа в честь богини Вселенной – Мокоши. Время существования Живы и Мары – это 4-е тыс. до н.э., в археологическом контексте – это время существования верхневолжской археологической культуры.

Мужем Живы является сам величественный Солнце-царь – Дажьбог, Матерью – Лада-богородица. От детей и внуков Живы пошли следующие народы: киевляне, жители Кракова, ляшские поляне, сербохорваты, чехи, хетты, геты-фракийцы, казаки, гессенцы – западные немцы.

Именно этой великой богине – прабабушке западной части русских народов посвящён праздник 1 мая.

Заполночь (с 30-го апреля) начинается праздник – Живин день. Женщины, взяв мётлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Этот обряд имеет глубокую историческую привязку. Так, священные места богини Лады устраивались на вершинах самых высоких и светлых холмов, отсюда название – Лысая гора, где слово «лысый» это табуизированное ЛЮСИЙ «свет». В каждом регионе были свои «Лысые горы» – одна под Киевом, другая близ днепровских порогов и ещё несколько, – что говорит о единстве культа. А то, что на днепровской Лысой горе было найдено скифское ритуальное навершие, свидетельствует о принадлежности части скифов к древнерусскому единству.

На Лысой горе – холме близ Келец в Польше – расположен теперь христианский монастырь (вторая четверть 12-го в.). В сочинении 16-го века «Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе» приведена легенда: «На Лысой горе некогда жила некая Госпожа, о которой рассказывали, что она будто бы под этой горой победила Александра Македонского. Она требовала, чтобы ее называли богиней Дианой. Однако бог ее наказал – замок был разбит молнией; от него до сих пор остались груды камней. На том самом месте был храм трех идолов, которых звали Лада, Бода и Леля. К ним, к этим идолам, простые люди сходились в первый день мая возносить им свои мольбы и приносить жертвы. Тогда (княгиня) Дубравка приказала построить костел и посвятить его святой троице».

По словам Б.А. Рыбакова, «археологические обследования открыли на Лысой горе величественные остатки культового места 9 – 10 вв.: каменный вал окружал вершину горы на пространстве 1130 м в длину и 140 м в ширину. На этом пространстве исследователь предполагает следы большого количества людей, приходивших сюда несколько раз в год со своей посудой, но здесь не живших. Вал в южной части не достроен; возможно, что это связано с утверждением христианства, прервавшим постройку языческой святыни. Археология полностью подтвердила позднюю легенду о существовании культового места на Лысой горе» [Рыбаков, 1981].

Во время праздника прославляют Живу, богиню жизни, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы:

«Кто прыгнет высоко

У того смерть далеко».

На той же высокой горе затевают весёлые игрища и хороводы вокруг костра:

«Коло яри светом зари

Мару борем, благодарим

Ярило, Ярило, яви свою силу!»

Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь.

С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну:

«Жаворонушки, летите!

Нам зима-то надоела

Много хлебушка поела!

Вы летите и несите

Весну красную, лето жаркое!»

Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху.

В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.