Самолет Чкалова долетался

Нижегородские власти отказались признать легендарный АНТ-25 памятником Перелететь через Северный полюс оказалось легче, чем получить признание нижегородских властей

Техника, связанная с именем Валерия Чкалова, в том числе самолет АНТ-25, на котором он перелетел через Северный полюс в Америку, не будут признаны объектами культурного наследия.

Такое решение приняло правительство Нижегородской области.

Власти региона решили, что несколько десятков исторических объектов памятниками быть не должны. Завершают длинный список «разжалованных» четыре самолета, лимузин «Паккард» и лодка-глиссер, принадлежавшие Валерию Чкалову. Эти раритеты долгие годы хранятся в единственном в России музее прославленного летчика на его родине в городе Чкаловске (прежде Василева слобода).

Знаменитого земляка на родине очень любили, да и он при любой возможности старался прилетать сюда. Рассказывают, что после перелета в Америку Сталин наградил экипаж отдыхом в Сочи. Но Чкалов на курорте не выдержал и двух недель, сорвался на любимую Волгу. Его личный самолет ПО-2, на котором он совершал такие перелеты, сейчас занимает почетное место в музее. Рядом с ним — истребители И-16 и И-17, которые испытывал Чкалов. Здесь же лодка, на которой он рыбачил, и его автомобиль «Паккард».

Но главный экспонат музея — АНТ-25, пролетевший «Сталинский маршрут». Пропорции самолета-легенды впечатляют: размах крыльев 34 метра и крошечная кабина. Представить себе, что в ней три человека провели 63 часа (таково было время беспосадочного перелета в Америку), просто невозможно.

— К нам иногда приезжают космонавты, так признаются: «В космос летать не боимся, а на таком самолете никогда бы не полетели», — рассказывает заместитель директора музея Лидия Попова. — А Чкалов в этот самолет очень верил. Это видно из всей его переписки, заметок. В 1936 году на нем он совершил 56-часовой беспосадочный перелет на Дальний Восток. А через год полетел в Ванкувер.

В музей Чкалова самолет привезли в 1942-м, эвакуировали из Москвы.

— Сначала он стоял в соседнем городе, а поскольку на крыльях у него английская надпись «USSR», то местные думали, что привезли какого-то «немца», и обращались с самолетом соответственно, — рассказывает Лидия Николаевна.

Накануне 70-летнего юбилея перелета для самолетов, лодки и лимузина был построен новый ангар. Тогда же приказом нижегородского министерства культуры «объекты науки и техники, связанные с жизнью и деятельностью выдающегося советского летчика-испытателя В.П. Чкалова» было решено включить в список вновь выявленных объектов культурного наследия области. Но это не было сделано.

Спустя шесть лет нижегородские власти приняли диаметрально противоположное решение — отказать вновь выявленным «объектам науки и техники» во включении в госреестр. В пресс-службе правительства региона со ссылкой на специалистов Управления государственной охраны объектов культурного наследия сообщили: «В 2005 году самолеты признали объектами культурного наследия ошибочно, поскольку памятниками могут признаваться лишь объекты недвижимости».

— Такая формулировка говорит о слабом знании законодательства, — утверждает руководитель управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Дмитрий Мусин. — Объектами культурного наследия по закону могут быть не только здания. Самолет вполне может быть одновременно как музейным экспонатом, так и памятником истории и культуры, одно другому не мешает. Лишняя юридическая защита ни одному объекту культурного наследия еще не вредила. Да АНТ-25 достоин признания памятником ЮНЕСКО, а не только Нижегородской области! Возможно, нижегородские чиновники хотят избежать расходов на охранные мероприятия, которые предполагает статус памятника.

О «разжаловании» самолетов сотрудники музея Чкалова узнали от корреспондента «Известий» и очень удивились.

— В 2005 году Ассоциация научно-технических музеев признала наш АНТ-25 памятником науки и техники России, — рассказывает директор чкаловского музея Сергей Николичев. — Нам пришлось пройти через сложные процедуры в Москве, в Политехническом музее. Много других заявок тогда завернули, но наш АНТ-25 был признан безоговорочно.

Заместитель директора Политехнического музея Наталья Чечель вспоминает, что после заседания экспертного совета, на котором АНТ-25 был признан памятником науки и техники, в Политехнический съехалось «пол-Москвы журналистов».

— Нам пришлось объяснять, что самолет находится в Нижегородской области, — рассказывает она. — Это самолет уникальный, без преувеличения — национальное достояние!