Звездные войны: Сурков VS Прохоров

Бывший лидер «Правого дела» Михаил Прохоров объявил джихад первому заместителю руководителя администрации президента Владиславу Суркову: «В стране есть кукловод, который приватизировал политическую систему и дезинформирует руководство страны. Пока такие люди управляют политическим процессом, политика в стране невозможна».

Что весит на политических весах больше: $18 млрд или административный ресурс — The New Times выяснял у политиков и экспертов

Большинство опрошенных считают: уход Прохорова с позиции лидера праволиберального проекта Кремля, который к тому же сопровождался мощным скандалом, — серьезный удар по администрации президента и по главному ее идеологу Владиславу Суркову в частности. Сам Сурков на выпады Прохорова пока прямо не ответил — ну разве что ни один федеральный канал не только не вел трансляцию с собрания сторонников Михаила Прохорова (как это было со съездами ЛДПР и партии «Яблоко», например), но и все репортажи были сильно цензурированы: многомиллионный российский телезритель, не читающий интернет, так и не узнал ни об оценке деятельности Суркова Аллой Пугачевой, ни об обещаниях Прохорова отправить Суркова в отставку.

В этом, собственно, и состоит ответ замглавы администрации президента. Впрочем, очевидно, что борьба одного из самых богатых людей страны с одним из самых влиятельных людей в государственном аппарате будет проходить «под ковром». И тут эксперты скорее отдают победу Суркову. Сурков: сила кабинета Владислав Сурков работает в администрации президента с 1999 года. Он один из создателей и идеологов партии «Единая Россия», куратор всех кампаний и покровитель всех прокремлевских молодежек, которые вот-вот могут начать требовать посадки Прохорова. Прохоров — не политик, бизнесмен. До нынешнего лета, когда он по согласованию с администрацией президента и самим Дмитрием Медведевым возглавил «Правое дело», ему не приходилось быть непосредственным участником политических игр. «Политический новичок Прохоров не ровня Суркову, — говорит президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, долгое время являвшийся советником руководителя администрации президента. — Прохоров заявил, что намерен создавать новую партию, но он не сможет реализоваться в политике, если его главной целью будет отставка Суркова. Это не программа. А говорить о том, что Медведев отправит Суркова в отставку по просьбе Прохорова, — это смешно». Такого же мнения придерживается и политолог Михаил Виноградов: «У Прохорова сейчас такая же ситуация, как и у Ходорковского: заявленные амбиции не соответствуют реальным возможностям. Сурков в политике давно. За ним тянется негативный шлейф, но это не помешает ему удержаться на месте».

О том, что бороться против одного лишь Суркова бессмысленно, сказал The New Times и председатель незарегистрированной партии ПАРНАС Владимир Рыжков: «Сурков не может быть единственной целью Прохорова. За ним стоит Путин. Прохорову уже дали понять, что он психически неуравновешен — представители Медведева и Путина намекнули в прессе, что аудиенции он не добьется». Еще одна причина вероятного поражения Прохорова в этой войне — практика несменяемости высоких чиновников, говорят эксперты. Общественное мнение здесь не играет ровно никакой роли, как и степень вины чиновника. Сурков же человек и вовсе по-своему уникальный: он создает и Путину, и Медведеву так необходимый им политический комфорт. «Для вертикали есть базовый принцип — не поддаваться никакому давлению ни по какому поводу. Они считают, что если один раз прогнутся по какой-то позиции, то это будет воспринято как признак слабости, и вертикаль пошатнется», — говорит глава аналитического отдела ассоциации «Голос» Александр Кынев. Еще одна причина, по которой аналитики не склонны верить в победу Прохорова, — это то, что бизнесмен вызвал недовольство у президента Медведева, который был сторонником маленькой праволиберальной партии в российской Думе. Мало того что нанял украинских политтехнологов, так еще заявил о своих претензиях на пост премьер-министра и — чур, меня! — президента.

«Прохоров вел кампанию «Правого дела» с помощью крайне сомнительных людей и крайне сомнительными способами. А репутационный ущерб от провала «Правого дела» понесет и Медведев, потому что определенная часть истеблишмента ассоциирует проект с ним», — говорит политолог Станислав Белковский. Что Прохоров как политик провалился и серьезной угрозы представлять не может, сказал The New Times и основатель Конгресса русских общин, пока еще представитель РФ в НАТО Дмитрий Рогозин, который имел конфликт с кремлевской администрацией на выборах в региональный парламент в 2006 году. Угроза повторить судьбу Ходорковского — другой весомый аргумент, который может заставить Прохорова отступить. Оппозиционный политик Борис Немцов, к которому Владислав Сурков, по слухам, питает глубокую личную неприязнь, прямо советует Прохорову не лезть на амбразуру. «Если Прохоров останется в политике, — сказал он корреспонденту The New Times, — то его свобода, бизнес и капитал будут в опасности. Как политик, я считаю, что он должен остаться в политике, но как человек и товарищ — что должен вернуться в бизнес». Таран для врагов Что за Прохорова в его войне с Сурковым? Политолог Ростислав Туровский полагает, что конфликт вокруг «Правого дела» свидетельствует и о внутренних противоречиях в администрации президента, и о том, что там разворачивается борьба за кабинет идеолога № 1: «Волей-неволей Прохоров начинает борьбу за будущий формат президентской администрации».

По его сло- вам, это может играть на руку тем фигурам и структурам, которые заинтересованы в радикальном изменении расстановки сил в президентской администрации. «Это уже не просто его (Прохорова) личная обида и прихоть, а участие в большой политической игре на стороне противников Суркова», — говорит политолог. Центральным персонажем группы противников Владислава Суркова он называет вице-премьера и руководителя штаба Общероссийского народного фронта Вячеслава Володина. Станислав Белковский эту версию тоже поддерживает. По его словам, во власти есть много влиятельных людей, которые хотят отставки Суркова и даже добиваются ее: этот круг начинается с Володина и заканчивается представителями личного окружения Медведева из его пресс-службы. «У одного Прохорова шансов скинуть Суркова нет, но у всей совокупности людей, которые хотят отставки Суркова, есть», — сказал Белковский The New Times. Владимир Рыжков также полагает, что у Прохорова есть шансы в политике только при условии его объединения с другими силами, например с оппозиционной партией ПАРНАС. Противником этой гипотезы выступил президент исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский. Он считает, что у Прохорова есть возможность убрать Суркова только одним способом — уйти из политики и начать информационную войну против замглавы администрации президента: «То есть заняться системной дискредитацией личности Суркова.

Рано или поздно можно добиться его отставки, если часто напоминать Медведеву, что Сурков вел компроматную черную кампанию против него в 2007-м и начале 2008 года, когда Сурков работал на то, чтобы преемником назначили Сергея Иванова». По его мнению, Медведев может решить вопрос отставки Суркова без Путина. В качестве примера политолог приводит тот факт, что в 2008 году Медведев настоял на переводе Игоря Сечина — правой руки Путина — из администрации президента в правительство. Борис Немцов также считает, что Прохоров может действовать в одиночку: «В США он владеет баскетбольным клубом и строит стадион в Нью-Йорке, к нему прислушаются конгрессмены, так что он может лоббировать принятие списка Кардина, который нанесет серьезный удар по Суркову». Второе, что может сделать лично Прохоров, по словам Немцова, это провести и обнародовать расследование о «черной кассе Кремля, которой заведует Сурков». Глеб Павловский также называет вариант, при котором Сурков может лишиться своего поста, — если Медведев воспользуется создавшейся ситуацией, чтобы дать новый импульс своей собственной программе политического обновления: «Она забуксовала последнее время, а политики часто используют конфликты, созданные другими, для того чтобы на этой новой сцене поставить свой спектакль».

В любом случае успех или провал крестового похода против главного кремлевского идеолога во многом будет зависеть от самого Прохорова, который, подумав 7-10 дней (так он сказал на собрании своих сторонников), может просто сделать вид, что слова про отставку Суркова — не более чем фигура речи. Если же бизнесмен решит доказать российскому истеблишменту, что «пацан сказал — пацан сделал», то нас могут ждать крайне любопытные и парламентская, и президентская кампании.