Беларусь в изгнании: оппозиция находит прибежище за границей

«Тиждень» посетил «белорусскую» Варшаву и увидел, как поляки делают то, чего не в состоянии сегодня сделать мы, — политикой и деньгами поддерживают демократические преобразования у соседей

Белорусские журналисты, студенты, общественные активисты, политики, радиостанции и университеты, вытеснены из страны режимом Лукашенко, находят убежище за границей, преимущественно в Польше и Литве. В Польше функционирует белорусскоязычный телеканал «Белсат», на котором проходят практику студенты Европейского гуманитарного университета. А тот, в свою очередь, действует в изгнании — в Вильнюсе. Скандалы с предоставлением по требованию Минска данных о банковских счетах белорусских правозащитников этими странами кажутся досадной ошибкой на фоне их политики в отношении Беларуси. Ответственных за передачу информации с польской стороны освободили, а в Минюсте Литвы заявили об отказе от дальнейшего выполнения двусторонних соглашений по обмену информацией с Беларусью. Однако такая непоследовательность уже привела к аресту главы правозащитного центра «Вясна» Алеся Бяляцкаго и поставила под угрозу еще 400 белорусов.

Между тем в варшавском метро можно увидеть нарисованного батьку, который летит в космос с подписью на польском «Беларусь прощается с Лукашенко», а на афишных боксах польской столицы — плакаты бывших кандидатов в президенты Беларуси, оказавшихся за решеткой. Постепенно в Польше образуется параллельная структура общества — целая страна в изгнании.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ГОЛОСА

Вещание радиостанции «Еўрапейскае Радые для Беларуси» («Европейское радио для Беларуси») уже пятый год ведется с территории Польши на FM-частоте. Передатчики и частоты ему предоставили также Литва и Украина. Однако на территории Беларуси их нет, поэтому радиоэфир охватывает лишь 70-100 пограничных километров. Не ведает границ только интернет-вещание. «Два года мы работали в Минске в полуподпольных условиях, — журналист Змицер Лукашук курит на балконе редакции, размещенном в варшавской вилле, он приехал из Минска вести прямые эфиры, — сейчас имеем аккредитацию как иностранное СМИ. Правда, когда директор корреспондентского пункта подавала заявку в МИД Беларуси, услышала от чиновников, что я потерял право называться корреспондентом. Мне вынесли предупреждение за цикл материалов, посвященных людям, которые напрасно жаловались в Администрацию президента на несправедливости со стороны чиновников или судов »

У минского офиса редакции уже дважды конфисковывали технику. Преграды в работе FM-радио получает за свою информационную составляющую. Преимущественно же радио музыкальное. Змицер начинал карьеру на первой белорусскоязычной FM-станции «Радые 101.2» в Минске. Она проработала год.

«В то время власти начали активно заниматься молодежью, — президент правления «Еўрарадыё» Дмитрий Новиков вспоминает свое первое радиодитя. — Тогда восставал новый комсомол — Белорусский республиканский союз молодежи. Ко мне, как к директору, приходили его представители и хотели прорекламироваться. Наконец, они получили нашу частоту. Затем мы апеллировали в Верховный Совет Беларуси. К сожалению, активной поддержки не получили. Это было первое ликвидированное независимое медиа. После нас началась волна: и Раду разогнали, и газеты закрыли».

ТРУДНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Кроме радиостанций «Еўрарадыё» и «Радые«Рацыя» польский МИД финансирует также телекомпанию« Белсат ». В этом году она получила от министерства 19 млн злотых ($ 6,5 млн). Ей оказывали финансовую поддержку также правительства Швеции, Литвы, Нидерландов, США, Великобритании и Ирландии. Постоянная аудитория зарубежного спутникового канала — 420 тыс. зрителей. Около 150 человек сотрудничают с телекомпанией в Беларуси, имеет она и собственных корреспондентов в Вильнюсе, Брюсселе, Москве и Киеве. Зрители порой даже не осознают, что канал работает из-за рубежа: белорусские эксперты приезжают на эфиры ночными поездами, часто в работе помогает и обычный skype. Продуцирует «Белсат» не только новости, но и детские, спортивные, культурные, образовательные программы, документалистику, мультфильмы. Реализовали даже проект телевизионного театра.

В прошлом активист студенческой организации Василь Лепеш имеет за спиной несколько арестов на родине и обучение в Польше — его судьба для здешних белорусов типичная. Сейчас он катается по Варшаве на красном велосипеде, делает для «Белсат» анонсы передач, а на полученные от спонсоров деньги снимает для канала программы. «Подаем на грант американского фонда для создания серии репортажей о деятельности независимых общин в Беларуси», — рассказывает он. Два года назад, найдя таким образом финансирование в Нидерландах, Василь уже снял серию передач «Автостопом по Европе».

«Если вдруг наших операторов и журналистов в Беларуси арестуют, за счет видеоархива мы еще некоторое время сможем что-то показывать и держаться, — журналист« Белсат »Алесь Залевский проводит экскурсию по редакции. — Ежедневно мы даем 50 минут информационного продукта: три выпуска дневных новостей, главные новости и программа «Горячий комментарий». Ведущий этой передачи Алесь озвучивал еще первый эфир канала в декабре 2007-го. «Родители получили на меня два вызова в прокуратуру, — признается Залевский. — Во время ежедневной работы в Минске мы имели проблемы с милицией раз в неделю, особенно когда выезжали на региональные события. Такая работа. А ведущим провластного белорусского телевидения стыдно появляться на людях, рискуют получить яйцом по голове. У каждого свои трудности». Ксерокопии с портретами журналистов, распространенные по предприятиям и государственным учреждениям Гродненской области, похожи на объявление о розыске. Гражданам не советуют общаться с ними, ибо они «дискредитируют Республику Беларусь», а этим нарушают Уголовный кодекс страны.

Режим Лукашенко делает система с тысячами исполнителей и винтиков, которые превращают жизнь своих соотечественников в полный страха и абсурда спектакль. «Для меня граница — это больший стресс, чем начало эфира, — Алесь регулярно ездит в Беларусь, чтобы не терять контакта с аудиторией. — Она (пограничница. — Ред.) смотрит, листает паспорт. Поставила печать — отлегло от сердца. Перед выборами могут отправить на тотальный обыск. Включают компьютер и вводят два ключевых слова: «Лукашенко» и «молодежь». Никаких оппозиционных материалов, статей на нем не должно быть. Могут пропустить, но поставить печать, что выезд запрещен, если, например, против тебя возбуждено уголовное дело. После этого падает на хвост КГБ. Ты пошел пиво пить в ресторан, а он уже садится около тебя и хочет говорить. Двое моих друзей сейчас за решеткой — получили до четырех лет колонии строгого режима. Все время думаешь — в следующий раз можешь быть ты».

Журналисты опальных СМИ часто работают под псевдонимами. А телевизионные ведущие и репортеры становятся узнаваемыми персонами нон грата. Привыкают бояться — если не за себя, то за родных. Привыкают скрываться. Не сговариваясь между собой, мои варшавские собеседники указывают мне неправильные адреса, путают названия улиц и станции метро. Когда же мы, наконец, встречаемся, улыбчиво извиняются. Во время общения уточняют, кто именно посоветовал к ним обратиться. Даже после знакомства предпочитают не оставлять своих адресов. Жизнь в подполье и изгнании диктует свои страхи.

ЗАГРАНИЧНЫЕ ДЕЛА

«Польша многократно протягивала руку белорусскому обществу и пыталась сотрудничать с властью. События 19 декабря 2010 заставили нас сказать «нет». Были выборы, и в тот же день большинство кандидатов избили и арестовали. Я сам был политическим заключенным и знаю, что это значит», — объясняет заместитель министра иностранных дел Польши Кшиштоф Становский причины лояльности страны к белорусской оппозиции.

В ответ на такое развитие событий в Беларуси Польша удвоила финансовую помощь стране, подняв ее до 40 млн злотых ($ 14 млн) в год. Созвала конференцию доноров и предложила «интеллигентные санкции». То есть, с одной стороны, запрет на въезд для представителей белорусских властей, а с другой — дополнительное финансирование программ обмена молодежи, сотрудничества школ, обучение в Польше отчисленных студентов. Поддержка преобразований в государстве важна для того, чтобы подготовить ее к существованию после Лукашенко. «Ключом к изменениям в таких странах, как Беларусь, является понимание, что не будет так: выберем лучшего президента — и он нам все изменит. Зато есть общая ответственность всех граждан за происходящее», — считает Становский.

К освоению средств помощи привлекают широкий спектр польских неправительственных организаций, сотрудничающих с Беларусью. Таким образом, поддерживая соседей, Польша развивает и собственный третий сектор и способствует укоренению демократических ценностей. Среди таких организаций — «Информационное бюро солидарности с демократической Беларусью». «Ситуация не улучшается, 19 декабря продолжается, — руководительница Бюро Юлия Слуцкая координирует информирование Запада о политических репрессиях в стране, организуя пресс-конференции в европейских столицах. — Сначала мы возили политиков, которые не попали в тюрьму или уволились. После окончания судов сделали вторую серию с родственниками осужденных». Сама Юлия работала в команде одного из оппозиционных кандидатов в президенты, поэтому так же находится под угрозой ареста. Ее коллега Александр Атрошченков, пресс-секретарь Андрея Санникова, кандидата в президенты на прошедших выборах, уже отбывает в колонии четыре года строгого режима.

Кроме конференций Бюро устраивает оппозиционным политикам из Беларуси встречи с зарубежными экспертами, общение в министерствах иностранных дел, осуществляет еженедельную информационную рассылку на английском языке о ситуации в Беларуси для западных журналистов, парламентариев, сотрудников МИД и экспертных сообществ. При содействии организации в польских и чешских газетах вышли «Полосы солидарности» с историями людей, заключенных за политические взгляды.

СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРИЮТ

Хрисцина Сивчикова закончила в Минске так называемый партизанский лицей. У Национального государственного гуманитарного лицея имени Якуба Коласа в 2003-м забрали помещение, поэтому студенты встретили 1 сентября на улице. Белорусскоязычное учебное заведение продолжило существование за счет родительских денег и грантов — уроки проходили на снимаемых конспиративных квартирах и в офисах оппозиционных организаций. «В здании, которое некогда занимал лицей, теперь находится тюрьма, — констатирует Сивчикова, которая воспитывалась оппозиционеркой. — И его выпускники сейчас там сидят, ведь большая часть лицеистов связана с политикой». Для Хрисцины же нелегальный диплом стал пропуском в обучение в Польше. «Важно, чтобы президент Лукашенко понял, что самая страшная вещь, которая может постигнуть отчисленного студента, — это обучение в Сорбонне или Варшавском университете. Ему не удастся заблокировать молодым людям доступ к обучению», — подчеркивает заместитель министра Становский. Сейчас на средства польского МИД учится около 300 белорусов. Большинство из них — по программе Кастуся Калиновского, созданной в 2006 году специально для белорусских студентов, которых отчислили за политическую активность.

Поляки солидаризируются с оппозиционными белорусами и инвестируют в развитие соседнего общества, давая возможность выброшенным из тамошних вузов студентам получить образование, оппозиционным политикам — взаимодействовать с западной общественностью, а простым гражданам — черпать информацию из независимых медиа. «Исследования показывают, что 79% населения поддерживает идею того, чтобы Польша помогала странам, которые в этом нуждаются, — говорит Становский. — Поляки знают, что без вашей свободы нет нашей свободы. Это все больше понимает и ЕС».

В свое время Польша объявила, что без свободной Украины не будет свободной Польши. Время Украине осознать, что наша свобода невозможна без свободной Беларуси.

Европейские политики берут под личную опеку белорусских политзаключенных
Они отслеживают их судьбу и требуют освобождения осужденных за политические взгляды.

Дмитрий Бондаренко

Европарламентарий от Польши Марек Мигальский требует освобождения Дмитрия Бондаренко. Его как координатора гражданской кампании «Европейская Беларусь» осудили на два года.

Алесь Киркевич

Бывший президент Европарламента и председатель Фонда Конрада Аденауэра Ханс-Герт Петтеринг взял шефство над Алесем Киркевичем. 21-летний активист осужден на четыре года колонии усиленного режима.

Андрей Санников

Депутат бундестага от «Зеленых» Марилуиза Бек заботится о сопернике Лукашенко на последних выборах Андрее Санникове. Экс-кандидат в президенты Беларуси отбывает пять лет в колонии усиленного режима.

Илья Василевич

Депутат швейцарского парламента социал-демократ Жан-Франсуа Стайерт занимается 19-летним Ильей Василевичем. Студент был обвинен в организации массовых беспорядков и осужден на три года.

Микалай Статкевич

Немецкий парламентарий социал-демократ Франц Тьоннес поддерживает бывшего кандидата в президенты Беларуси Микалая Статкевича, осужденного к шести годам колонии усиленного режима.

Павел Виноградов

Эксперт по правам человека фракции свободных демократов в бундестаге Марина Шустер взяла под опеку 23-летнего Павла Виноградова. Активист кампании «Говори правду!» заключен в колонию усиленного режима на четыре года.

Эдуард Лобов

Депутат бундестага, свободный демократ Флориан Тонкар требует освобождения 22-летнего активиста «Молодого фронта» Эдуарда Лобова, приговоренного к четырем годам колонии усиленного режима.