Один из самых известных чеченских писателей Герман Садулаев, живущий и работающий в основном за пределами республики, рассказал «Росбалту», как он воспринимает перемены и метаморфозы, которые происходят с Чечней.
— Некоторые политологи происходящее в Чечне называют архаизацией. Вы же однажды сказали: «Традиций там не сохранилось… Это Чечня? Я не знаю этой страны. Здесь у чеченцев больше традиций. Как в любой эмиграции, мы увезли традиции с собой».
— Вы цитируете часть одного из моих давних интервью. Похоже, я высказался тогда слишком резко. Но теоретически мне кажется верным сказать, что в Чечне происходят модернизация и мобилизация общества через внешнюю архаизацию общественных отношений.
— Что значат для Чечни модернизация, мобилизация и архаизация?
— Прежде всего, это сложные процессы. Часто это архаизация только по форме, а содержание – поиск своей идентичности в глобальном контексте, построение новых иерархий и прочее. Вообще это тема не интервью, а серьезной аналитической работы.
Архаизацию я вижу во внешнем восстановлении псевдопатриархального уклада, в клерикализации, в оппонировании современной цивилизации.
Модернизация в данном случае – это вписывание региона в глобальную реальность современного мира. И это не обязательно позитивный тренд – можно быть вписанным и на незавидной роли.
Мобилизация современной Чечне нужна для построения собственной государственности, для ликвидации последствий войны и разрухи, для упрочения существующей политической власти. Как она происходит? Похоже, через унификацию, через систему новой дисциплины, новой идеологии – раскрашенной под старую и традиционную.
— Какова же роль федерального центра в процессах, идущих в Чечне? Он устранился от вмешательства в дела республики или активно поддерживает такие процессы «архаизации»?
— Я бы не стал преувеличивать субъективное влияние Кремля – многие процессы имеют внутренние и объективные причины.
— Вы сказали об оппонировании современной цивилизации. В чем наиболее явственно выражается это оппонирование?
— Здесь можно снова повторить тезис о поиске своей идентичности в глобальном контексте. Она может происходить через дистанцирование от западной, проамериканской системы ценностей. И, конечно, на конкретных чиновников влияют соображения текущего политического момента, карьеры и прочего.
— Некоторые политологи процессы в Чечне называют исламизацией. Согласны ли вы с таким определением?
— Я бы назвал это клерикализацией. Увы, религиозность чиновников, как грозненских, так и московских, вряд ли всегда является искренней. Часто это дань моде или карьере. Неверным мне кажется вот это взаимопроникновение государства и религии. Ни государству, ни религии от этого не станет лучше.
— А требование к женщинам носить платки, доходящее до обстрелов из пейнтбольных ружей, — это что и зачем?
— Дикость и глупость.
— Можно ли современную Чечню назвать моноэтничной? Не приводит ли моноэтнизм к обеднению культуры и в целом жизни республики?
— Здесь я с вами полностью согласен. Чечня фактически стала моноэтнической. У меня нет статистики, но просто пройдитесь по улицам Грозного и сравните с 80-ми годами. И это, несомненно, приводит к обеднению культуры и общественной жизни, а также к снижению уровня интеграции в общероссийское пространство.
— Можно ли как-то исправить ситуацию, что для этого нужно?
— Можно было исправить раньше, сейчас уже поздно.
— Не выплеснутся ли тенденции «архаизации» и «исламизации» Чечни за пределы республики, распространившись по Северному Кавказу?
— Едва ли правильно понимать происходящее в таком ключе. Мы видим, что в соседних республиках также идут процессы клерикализации и какой-то еще не вполне определимой трансформации общества, но в каждой республике – по своим собственным причинам и со своими особенностями. Что-то странное происходит в Дагестане, например. Но Чечня здесь ни при чем.
— Недавно Александр Хлопонин предложил подумать о запрете преподавательской деятельности людям, обучавшимся исламу за границей. Правильное ли это предложение или Хлопонин дает неверный ответ на вопросы, стоящие перед Кавказом?
— Хлопонин, видимо, хочет таким образом предотвратить распространение религиозного радикализма. Заявление выглядит вполне разумно, но, как видно, Хлопонин сам не знает, можно ли это сделать и как.
— Есть ли у современной Чечни ресурсы для собственного развития или она безвозвратно «подсела на иглу» федеральных дотаций? Так, недавно стало известно, что на строительство объектов и мероприятия в отраслях экономики и социальной сферы республиканское руководство просит у федерального центра полтриллиона рублей.
— У меня нет данных для такого экономического анализа. Тем более как во всей России тратятся бюджетные деньги – это вообще полная эзотерика. Сколько на Олимпиаду в Сочи тратится? Зачем? Почему у нас квадратный метр дорожного полотна стоит в несколько раз дороже, чем в Германии, а дороги при этом хуже? И так далее, до бесконечности. Поэтому тут не региональная проблема, а общероссийская.
Что касается Чеченской Республики, то производительная экономика в этом регионе еще не восстановлена или не развита до такой степени, чтобы обеспечить всех жителей работой и необходимыми средствами, и регион пока остается дотационным.
— Ну, и, собственно, вопрос вопросов – что нужно делать чеченскому и российскому обществу, чтобы исправить негативные тенденции?
— Восстанавливать социализм. В СССР, несмотря на все недостатки советского социализма, Чечня, как и прочие регионы, была интегрирована в общее пространство. И работа у всех была – и в городе, и на селе. В городе работал нефтехимический комплекс, в селах – агропромышленные предприятия. Сельское хозяйство было на высочайшем уровне! Все работали, и по лесам никто не бродил с автоматами.
Я думаю, что весь этот комплекс социальных, национальных и экономических проблем в рамках социал-дарвинизма и олигархического капитализма просто принципиально неразрешим. Нам нужен поворот к левой идее. Как хотите, а мое мнение таково.
Справка
Герман Садулаев родился в 1973 году в селе Шали в Чечено-Ингушетии. Отец – чеченец, мать – русская. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского госуниверситета. Как прозаик дебютировал в декабре 2005 года, а в 2006 году выпустил ставшие популярными книги «Я – чеченец» и «Радио Fuck», опубликовал реконструкцию чеченского эпоса «Илли».
В 2010 году в эфире телеканала НТВ Рамзан Кадыров на просьбу ведущего прокомментировать одно из высказываний Садулаева заявил: «Такого писателя у нас нет, во-первых. А во-вторых, он, если вот такие вещи пишет, он не чеченец и даже не мусульманин, даже не человек».
Глава ЧР назвал писателя шизофреником и пообещал, что найдет родственников Садулаева и попросит впредь проследить за его публичными высказываниями.