Депутаты Госдумы предлагают обязать авиаперевозчиков выплачивать пассажирам компенсации за задержку рейсов. Согласно действующему законодательству, компенсация выплачивается только пассажирам, которые, несмотря на задержку рейса, полетели. Теперь же предлагается предоставлять выплаты и тем, кто вовсе отказался от полета из-за задержки рейса.
Госдума рассмотрит законопроект «О внесении изменений в статью 120 Воздушного кодекса РФ» в первом чтении 17 ноября. Авторов возмущает то, что у пассажиров, прибывших с опозданием по вине авиаперевозчиков, больше прав по сравнению с теми, кто, узнав о задержке, отказался от полета. Прибывшим с опозданием положено 25% от минимальной заработной платы за каждый час, проведенный в ожидании. Сошедшим с самолета компенсаций не положено — по закону им возвращают только стоимость билетов. Депутаты предлагают предоставлять аналогичную сумму и этим пассажирам.
«Многие авиаперевозчики ведут себя крайне недисциплинированно. Людям приходится целыми днями сидеть в аэропортах. Подобные проблемы можно решить только комплексом административных мер, — утверждают авторы проекта. — И здесь вполне можно брать пример с европейских стран. Там статистика опозданий гораздо скромнее».
Инициативу поддерживают правозащитники. По их мнению, чем больше возможностей у потребителя защитить свои интересы, тем лучше и для бизнеса — он станет более прозрачным и ответственным. «Возможно, даже стоит увеличить размер штрафов для авиакомпаний, поскольку задержка рейсов уже стала обыденным явлением. Нужно предпринимать жесткие меры, — считает эксперт Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Мария Свиридова. — Хотя ситуация потихоньку улучшается. После новогоднего коллапса в аэропортах Домодедово и Шереметьево потребители узнали свои права, а сами авиакомпании стали немного пунктуальнее».
Зато профессиональное сообщество к инициативе отнеслось со скепсисом. Там сразу предупреждают, что любые издержки скажутся на пассажирах: риски будут покрывать увеличением цены билетов. «Хорошо, что пассажир сможет получать компенсацию без обращения в суд. Но целесообразнее использовать страховой инструмент — пассажир оплачивает страховку на случай задержки рейса и получает компенсацию, — объясняет руководитель аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — К тому же действующий Гражданский кодекс подразумевает, что, если задержка рейса нанесла вред, значит, гражданин может потребовать компенсацию за этот вред».
По словам эксперта, в законе очень важно прописать границы применимости данной нормы. Велика вероятность того, что «россияне начнут вести бизнес по-русски». То есть будут во время пурги покупать авиабилет, самолет, конечно, никуда не полетит, а человек получит полную стоимость билета и компенсацию.